Выбираем лодку. Стеклопластик против всех


 
Свершилось. Вы решили обзавестись собственным плавсредством и даже определились, на каких водоёмах будет эксплуатироваться лодка, из скольких человек будет состоять экипаж, какая нужна грузоподъёмность и скорость, нужен ли мотор и какой. После недолгих поисков в Сети, выясняется, что купить лодку в украине особого труда не составляет – дефицита нет, рынок пестрит от предложений, вариантов масса.
 
 
ПВХ, древесина, дюраль или стеклопластик? – вот что по-настоящему заставляет задуматься покупателя. Если вы читаете эти строки, значит, пластиковые лодки вас заинтересовали, давайте разберёмся, насколько они хороши, каковы их отличительные особенности.
 
Конструкция пластиковых лодок – уникальная?152
 
Пластиковая лодка представляет собой жёсткую цельную структуру без клёпанных или сварных швов. Её корпус состоит из двух соединённых по специальной технологии слоёв стеклопластика, между которыми находятся полиуретановая прослойка. Он не гремит, не резонирует при работе мотора, что так характерно для алюминиевых аналогов.
Такая конструкция не требует подкрепления профильными элементами и переборками (набором), как изделия из металла или дерева. Двухкорковому корпусу вполне хватает плотного наполнителя и поперечных банок. Остаётся максимум пространства для экипажа, размещения груза и установки оборудования (технические платформы и дополнительная палуба, носовые моторы, диваны, поворотные рыбацкие кресла, тентовые каркасы, трапы, консоли управления, остекление, нержавеющие леера…).
 
 
Такое судно не нужно собирать, разбирать, подкачивать - подготовительные операции сведены к минимуму. Достаточно просто один раз купить пластиковую лодку, она всегда готова к выходу на воду.
 
 
В отличие от большинства надувных, деревянных и металлических плавсредств, здесь можно смело стоять и комфортно передвигаться по кокпиту с жёстким дном, хорошая остойчивость это позволяет. Стеклопластиковую лодку очень сложно перевернуть, уникальная многослойная конструкция с не намокающим наполнителем обеспечивает ей абсолютную непотопляемость! Этого никак не скажешь про алюминиевые и деревянные модели - в случае чего, вся надежда будет только на спасательные жилеты. Малые суда из ПВХ в этом плане более-менее ничего, однако, всегда есть опасность повреждения баллона с легко прогнозируемыми последствиями.
 
 
Нельзя не отметить большую грузоподъёмность пластиковой лодки – при длине 2500-4000 мм она составляет порядка 200-700 кг. Это даёт возможность на четырёхметровые суда устанавливать тяжёлые 50-сильные моторы, и взять на борт до шести человек экипажа.
 
 
Почему стеклопластик такой популярный?
 
По сравнению с древесиной, стеклопластик совершенно не впитывает воду, не рассыхается, не подвержен гниению и нашествиям древоточцев, не изменяет своих размеров, не имеет «перепадов» прочности в зависимости от направления волокон.
 
 
Обшивка дюралевой лодки (не говоря уже о стали) очень быстро разрушается от электрохимической коррозии, и их эксплуатация в море или на реках с агрессивными стоками крайне нежелательна. Подобная напасть стеклопластику не страшна. В пластиковом судне не появляются течи из-за ослабших заклёпок, не расходятся сварные швы – их там нет, слои корпуса монолитны.
Естественно, что надувные лодки даже близко не могут сравниться со стеклопластиковыми в плане прочности. Последние совершенно не боятся рыболовных крючков и острых веток, их невозможно прожечь сигаретой, пропороть угловатым предметом, или банально перекачать. Доказано: пластиковая лодка совершенно не интересует грызунов.
 
 
На данный момент стеклопластик является лидером среди материалов для строительства лодок. Он устойчив к ультрафиолету и низким температурам, обладает хорошими электроизоляционными характеристиками, почти не имеет линейного теплового расширения. Пластик не нагревается на солнце так сильно, как металл, а пенный наполнитель препятствует теплопередаче между холодной водой и кокпитом.
 
 
Полиэфирные смолы в сочетании со стеклотканью обеспечивают пластиковой лодке очень высокую прочность при небольшом удельном весе (строительная масса 3-метровой лодки менее 100 кг). Обшивка толщиной уже в 3 мм отлично противостоит деформациям, спокойно выдерживает любые нагрузки, в том числе ударные – на помощь приходит ещё и упругость материала. Но даже при возникновении пробоины, всё можно легко, в кратчайшие сроки привести в норму. Стеклопластик отлично ремонтируется напылением рубленого стекловолокна или наложением стеклоткани, пропитанной полиэфирными смолами. Что самое интересное, конструкция становится только прочнее. Всегда есть возможность устранить скол или трещину. С царапинами, даже очень глубокими, успешно можно бороться полированием.
 
 
Почему пластиковые лодки обладают лучшими ходовыми характеристиками?18
 
 
Обшивка корпуса стеклопластиковой лодки формуется наложением нескольких слоёв стекловолокна на специальную матрицу. У разработчиков есть возможность изготовить модель с любыми обводами днищевой части, которые недоступны при строительстве судна из любых других материалов. А ведь именно особые обводы во многом определяют скорость лодки, плавность хода, маневренность, её мореходность и остойчивость.
 
 
Специалисты по достоинству оценили возможности сложных обводов классического тримарана, «Саней Уфа Фокса», тримарана «Бостонский китобой», «Крыла чайки». Такие стеклопластиковые лодки на меньших скоростях выходят на глиссирование, развивают большую скорость при полной нагрузке, имеют отличную курсовую устойчивость, подвергаются небольшим ударным перегрузкам на волнах. Получается, что, не теряя ходовых качеств (при прочих равных условиях), на пластиковую лодку можно установить меньший мотор – не такой дорогой и более экономичный.
 
 
Даже «кильсонные» надувные лодки со сплошным настилом не могут похвастать похожими характеристиками. Их баллоны изрядно парусят, а днище работает не совсем эффективно – даже на небольшой волне судно рыскает и скачет, страдает скорость. Вытянуть на поверхность водного лыжника для последующей буксировки не получится. Именно поэтому появилась компромиссная гибридная технология RIB, где помимо ПВХ-баллонов применяется пластиковое днище, при этом теряется основной плюс надувной лодки – плавсредство становится неразборным. Жёсткое металлическое судно из-за малой килеватости имеет слабую остойчивость, плохо управляется при попутном волнении и на виражах, его корпус ощутимо «бьёт», кокпит регулярно забрызгивает водой, заливается моторный отсек.
 
Заметим, что малые суда из стеклопластика свободно проходят по мелководью и зарослям водной растительности, это очень по душе заядлым охотникам.
 
 
Пластиковую лодку не нужно обслуживать?
 
Опытные рыбаки знают, что мало просто лодку купить, её ещё следует грамотно эксплуатировать.
 
Дюралевые судна требуют ежегодного ремонта лакокрасочного покрытия, сложного по схеме нанесения. Не минула эта участь и деревянные модели, которые необходимо к тому же периодически подшпаклёвывать. Деревянную лодку рекомендуют хранить в воде круглогодично.
 
Пластиковый корпус не нуждается в ежегодных профилактических работах, его не нужно красить. Декоративно-защитная функция здесь возложена на особом слое полиэфирного состава – гелькоуте. Он обеспечивает очень прочное глянцевое покрытие любого цвета. Более того, пигментируется всё изделие, благодаря чему колер не сдирается и не выгорает, возможные царапины будут незаметными.
Внутреннее пространство пластиковой лодки очень легко содержать в чистоте, что особенно важно для рыбаков. Она обладает идеально гладкими, полированными поверхностями, без карманов и мёртвых зон. Всё что от вас требуется – это протереть отсеки ветошью. Металлические конструкции имеют много деталей набора, штампованных листов с острыми кромками, производить уборку здесь крайне затруднительно. В ПВХ-лодке немалых хлопот доставляет чистка дна под баллонами и настилом, в проушинах для слани. Наверное, многим известны случаи, когда грызуны буквально уничтожали лодку, хранящуюся в гараже. Мыши, конечно, не любят поливинилхлорид, просто их привлекает запах рыбы, который практически неистребим.
 
 
 
 
Лодки из стеклопластика уже много лет без каких-либо проблем бегают по волнам наших водоёмов. Их популярность растёт, повышается качество, расширяется модельный ряд изделий, снижается цена. Из года в год продажа пластиковых лодок, как вид деятельности, привлекает всё большее число предпринимателей. Некоторые из них пытаются схитрить - организовывают фирмы-однодневки. Стоит ли говорить, что, совершая долгожданную покупку, предпочтение следует отдать именно производителю, который имеет многолетний опыт и безупречную репутацию. Только он может гарантировать соблюдение технологии изготовления, предложит качественный монтаж дополнительного оборудования и «приятных» опций, поможет грамотно подобрать модель и укомплектовать плавсредство, выполнит тюнинг лодки, или даже создаст её по индивидуальному заказу, сделает скидку на оптовую партию.